Сегодня определить, насколько комфортно будет посетителям в той или иной зоне молла, можно уже на этапе его проектирования. Современные методы исследования микроклимата, такие как математическое моделирование, позволяют еще до начала строительства просчитать корректность инженерных решений, разработанных для разных уголков торгового объекта. Это касается и систем отопления, и вентиляции, и кондиционирования воздуха.

Почему подобное моделирование на руку девелоперам? Потому что исправлять ошибки на предварительном этапе гораздо проще и дешевле, чем в процессе строительства торгового центра или после его завершения. 

Пошагово процесс математического моделирования выглядит следующим образом:

1. Построение точной 3D-модели внутренних зон ТЦ. На этом этапе моделируют ситуацию, при которой системы вентиляции, кондиционирования и отопления работают при максимальных нагрузках и при 100%-ной заполняемости объекта.

2. Построение сеток температурных полей для разных зон ТЦ в холодное и теплое время года.

3. Расчет подвижности воздуха, концентрации в нем углекислого газа и ароматических веществ для разных зон ТЦ.

4. Расчет температуры, скорости потоков воздуха и относительной влажности.

Использование этой технологии позволяет проследить «жизнь» объекта в течение целого года, проверить эффективность предложенных инженерных решений и уделить особое внимание проработке проблемных зон. С помощью математического моделирования можно расположить функциональные зоны в ТЦ таким образом, чтобы учесть особенности всех помещений и создать гармоничную среду минимум для 95% посетителей. 

Можно определить оптимальный состав инженерных систем и материалов ограждающих конструкций. А между прочим, только изменение толщины стен может дать до 15-20% экономии от общей строительной стоимости объекта. Но иногда достаточно просто перенаправить подачу воздуха или изменить мощность системы кондиционирования, чтобы среда в торговом центре качественно изменилась и человек захотел провести там лишний час. А что такое лишний час в торговом зале? Это наверняка покупки товаров и услуг, это — прибыль молла. 

Но пока, к сожалению, немногие девелоперы применяют математическое моделирование в своих проектах. Причин две: первая — не знают обо всех возможностях новой технологии, вторая — стараются избежать лишних расходов. Хотя на самом деле стоимость такого моделирования — это не космические деньги. 

Моделирование делается в лицензированных западных программах. Лицензия выдается на год и нужен мощный компьютер. Но это подъемные инвестиции. Многое, конечно, зависит от объема помещения и его функциональной сложности, но, например, моделирование потоков воздуха для обычного атриума площадью 10 тыс. м2 обойдется всего в 350 тыс. рублей. И выполняется эта работа за месяц. Сэкономленные деньги можно вложить в тот же маркетинг ТЦ.
  
«Я уверен, что тренд изменится, и математическое моделирование уже в ближайшее время окажется в центре внимания рачительных собственников торговых комплексов. Многие из них уже используют BIM-проектирование для создания новых проектов, а энергомоделирование и моделирование воздушных потоков — это, по сути, развитие этой технологии — так называемое 7D-проектирование», - резюмирует Евгения Тесля.

Материал подготовлен редакцией портала Market Media.

Источник публикации: https://marketmedia.ru/media-content/zachem-nuzhna-virtualnaya-model-molla/